Называть Париж своим любимым городом сейчас считается такой же банальностью, как сообщать всем, что ваше любимое вино – знаменитый эльзасский гевюрцтраминер. Уж слишком многим больше всего на свете нравится и то, и другое.
Чтобы прослыть оригиналом, требуется фантазия побогаче. Но что прикажете делать тем консерваторам, для которых Париж по-прежнему столица мира, а праздник не праздник без пресловутого «гевюрца»?
Только одно – в пятый, в десятый, в сотый раз отправляться осматривать, впитывать, вдыхать достопримечательности Парижа!
А мы на сей раз позволим себе небольшое отступление от принятой схемы, и посетим в Париже не культовые, а любимые места.
Ведь у каждого, очутившегося по счастливому стечению обстоятельств в Париже не впервые, есть множество любимых уголков, где приятно просто прогуливаться, просто предаваться безделью, просто наслаждаться редкими мгновениями абсолютного счастья.
Безусловно, нельзя оставить без внимания и прочие достопримечательности Парижа: нужно подняться на Эйфелеву башню, взглянуть на «Джоконду» в Лувре, прокатиться на кораблике по Сене, кое-кому, возможно, захочется поужинать в прославленном «Максиме» и вечером оставить сотню евро в «Мулен-Руж» или «Крейзи Хорс».
Да и мы, пожалуй, нашу прогулку начнём всё-таки не с окраин, а с центра французской столицы. С одной довольно мрачной истории…
Если оставить в покое достопримечательности Парижа, расположенные на острове Сите с его архитектурными шедеврами, а также необъятных размеров Лувр с его величайшей коллекцией, то у нас останется время на более близкое знакомство с великолепной церковью, что напротив восточного фасада этого огромного дворца – Сен-Жермен-л’Оксерруа.
Колокольня, построенная в романском стиле, датируется XII в, всё прочее от XIII до XVII вв. Но не изысканные архитектурные формы, не роскошь пламенеющей готики выделяют это строение среди других подобных – а история, страшная своей жестокостью и поучительная вместе с тем.
Случившаяся в Париже в ночь на 25 августа 1572 г кровавая резня, когда католики уничтожали гугенотов, известна, наверное, каждому – «Варфоломеевская ночь».
Только в Париже, как считают современные историки, было убито тогда не менее 3 тыс. протестантов. Сигналом же к началу побоища был удар колокола, прозвучавший перед рассветом с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа.
Другая мрачная страница летописи этой красивейшей из церквей Парижа связана с именами Марии Медичи (матери Людовика XIII) и её фаворита, флорентийца Кончито Кончини.
Более известный под именем маршала д’Анкра, этот авантюрист фактически правил Францией после гибели Генриха IV – правил неумно и неумело, заботясь лишь о собственном процветании и обогащении.
Прибыв в страну попросту бедным, он к моменту гибели короля уже владел самым крупным состоянием в Париже. Конец его, разумеется, был предрешён и неизбежен – 17 апреля 1617 г всесильный фаворит был убит по приказу юного короля Людовика XIII.
Полсотни хорошо оплачиваемых телохранителей сочли более разумным не вмешиваться. Труп, изрядно потрёпанный гвардейцами, спешно опустили в заранее подготовленную в церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа могилу.
Но на этом история злосчастного фаворита не закончилась. Парижане пришли в восторг, ненавистный маршал отныне стал перед ними беззащитен. На другое утро народ принялся за дело – могилу оплевали и истоптали, подняли каменные плиты, выволокли труп.
Поизмывавшись вдоволь над телом, притащили его на верёвке к Новому мосту, подвесили к опоре и устроили вокруг хоровод с песнями.
Первый отрезал мертвецу нос, другой уши, затем всё, что можно было отрезать, прочим повезло меньше – пришлось довольствоваться вырванными кусками тела.
Кому-то удалось добыть сердце, которое тут же было испечено на углях и съедено при всеобщем восторге. То, что ещё оставалось от бывшего фаворита, сожгли.
Третья страница этой достопримечательности Парижа – Сен-Жермен-л’Оксерруа – была перевёрнута совсем недавно – 8 июня 2004 г, когда в церкви для прощания было выставлено в хрустальном сосуде сердце последнего французского дофина, умершего в Тампле 10-летнего сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Глядя на эту церковь, поневоле станешь философом.
Развеять печаль предлагаю, прогулявшись к соседней церкви Сент-Юсташ – последней, сооружённой в готическом стиле, хотя уже и с элементами ренессанса. Помимо того, что церковь очень красива, она ещё и не имеет мрачной истории.
А на площади перед нею можно полюбоваться удивительной скульптурой – «Слухач»: лишь голова и раскрытая ладонь, лежащие на парижской мостовой. Кажется, не бог весть что, а чем-то цепляет.
Только фотографировать «слухача» нужно в те часы, когда маленькие парижане сидят на уроках, иначе знаменитой головы под ними не разглядеть – любят они там полазить.
Или вот пройти чуть дальше, уже по левобережной части города, где также можно обнаружить многие достопримечательности Парижа, – к Сен-Сюльпис. Какой там великолепный фонтан! Словно попадаешь в Италию (фонтан Четырёх епископов, работы Висконти).
Вот в этом квартале и проживали знаменитые мушкетёры Дюма. Памятник д’Артаньяну, кстати, никакие другие туристы кроме российских не посещают. А зря, честное слово.
Это на площади генерала Катру, что неподалёку от замечательного парка Монсо – дойти можно даже пешком, и прогулка доставит огромное удовольствие. В нескольких шагах от Сен-Сюльпис раскинулся роскошный Люксембургский сад – 25 га красоты и истории.
В самом неприметном, тенистом уголке сада справа от дворца расположен один из самых красивых фонтанов столицы Франции, которой позавидуют многие достопримечательности Парижа – фонтан Медичи (XVII в). Он великолепен в любое время года, даже зимой.
Равно как и статуи королев, населяющие сад. Мраморной Марии Стюарт Иосиф Бродский посвятил цикл сонетов, так тронула она поэтическое сердце своей красотой. Честно говоря, там есть дамы значительно красивее!
В продолжение повествования на тему, что посмотреть в Париже, стоит упомянуть целых 28 га, которые занимает Сад Растений (вход с рю Бюффон). Даже если вы не любитель ботаники, просто погулять там приятно.
Если же растения вас интересуют, то все прочие архитектурно-исторические достопримечательности Парижа можно забыть на несколько дней. А совместить историю с ботаникой можно, отправившись на день в Венсенн. Но это уже другая история…