ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ГРАНИЦЫ Франции являются естественными: Ла-Манш и Арденны на севере; Атлантический океан на западе; Пиренеи на юго-западе; Средиземное море на юге; Альпы на юго-востоке и горы Юра с Вогезами и Рейном на востоке. К этим поразительным природным богатствам следует еще добавить Центральный массив, где возвышаются огромные потухшие вулканы; грациозные полноводные реки — Луару, Сену, Рону, Сону и Гаронну и великолепные ущелья, вырезанные в странном бледном известняке южных плато Центрального массива течением рек Ардеш, Тарна и др.
СТРАНА
Площадь Франции составляет 547070 км2 — это самое большое государство в Западной Европе и 37-е по величине во всем мире. В тоже время оно чуть меньше площади, к примеру штата Техаc. Хотя размер Франции в два раза превышает размер Великобритании, население этих стран примерно одинаково – 57 млн. человек. Францию можно считать сельской страной: фермы занимают 56%, а леса 25% её территории. Продукцию земледелия, главной индустрии страны, здесь называют «зеленой нефтью» (pétrole vert). Франция выпускает больше всего сельскохозяйственных продуктов в Европейском Союзе. Больших городов здесь немного и расстояния между ними немалые. За самым крупным из них, Парижем, с населением 2,1 млн. ч., следует Лион (1,2 млн.ч.) и Марсель (1,1 млн.ч.)
Разнообразие областей
Первое, что поражает во Франции всякого путешественника (не считая преобладания сельского образа жизни), — это удивительное разнообразие ее регионов. Франция — единственная страна Европы, расположенная как на юге, так и на севере континента. Значительные климатические, геологические, географические и культурные различия между областями породили самые разные виды успешного земледелия, которое вносит свою лепту в ошеломляющую разнородность французских пейзажей и, разумеется, является основой легендарной французской кухни и производства вин. Опять-таки здесь важные региональные отличия: кухня Перигора так же не похожа на нормандскую, как шампанское не похоже на бордо.
Сельская жизнь
Несмотря на весь блеск Парижа и провинциальных городов, таких как Бордо, Лилль, Ницца и Тулуза, Франция — это прежде всего страна сельская. Она поделена на 33 000 коммун (наименьшая административная единица во Франции), каждая охватывает несколько селений. И вновь все маркируется в зависимости от области: от серых гранитных коттеджей Бретани, стремящихся защититься от свирепого атлантического прибоя, от нормандских, крытых соломой фахверковых селений, уютно устроившихся среди фруктовых садов, с кое-где попадающимися коровами, до крытых черепицей в римском стиле плоских красных крыш сонных провансальских селений, террасами спускающихся по крутым склонам холмов.
На первый взгляд, многие селения и окружающие их сады и поля мало изменились за столетия. Но перемены, разумеется, были неизбежны. В 1789 г. население Франции составляло 27 млн. ч., из них 22 млн. проживали в сельской местности. С середины XIX века начался устойчивый отток населения в города, и с 1945 г. 6 млн. ч. покинули селения в связи с серьезными переменами в сельском хозяйстве. В 1939 г. 35% работоспособного населения страны работало на полях, а сейчас это соотношение снизилось до 5% и продолжает падать. Самый большой урон понесли мелкие фермеры: пейзане (paysan) или крестьяне — они неизвестны в Америке, почти исчезли во многих странах Европы, да и во Франции их число наверняка скоро сократится до нуля. В прекрасном новом мире агробизнеса, GATT (Генерального соглашения о торговле и тарифах) и фермерских дотаций Европейского Союза фермер-крестьянин и его крошечное, поделённое на множество частей хозяйство обречены на модернизацию и исчезновение. Дотируемое фермерство и бизнесмен-землевладелец, управляющий хозяйством издалека, становятся пусть непривлекательной, но все более привычной частью жизни сельской Франции. Доказательством тому служат обширные, мрачные степи, покрывающие часть севера и центр страны, где не встретишь ни единого дома, не говоря уже о селении. Это скорее опустошенная, чем пустая местность. Путешествуя по Франции, особенно по более бедным ее частям, вроде Оверни или Арьежа, трудно остаться равнодушным, видя разрушенные дома — видимый признак массового переселения.
Однако в последнее время французские селения вновь начали возвращаться к жизни в связи с тем, что и французы, и иностранцы приобретают сельские дома для летнего отдыха или даже создают небольшие предприятия, принося сюда новые формы деятельности и поощряя свежие варианты развития сельской экономики.
ЛЮДИ
Здесь, как и в случае с французскими ландшафтами, бал правят разнообразие и местные отличия. Хотя французы известны своим патриотизмом (Шовен, как-никак, был родом из Франции), говоря о «своем крае» (mon pays), они вполне могут иметь в виду только ту область, где живут, а не всю страну в целом. Почти полное незнание многими французами иных частей Франции, кроме своей собственной, порой сбивает с толку. Резче всего эта идентификация людей со своей областью выразилась в сепаратистских требованиях — мирных (хотя и незаконных) в Бретани, более агрессивных на Корсике и в стране басков в Пиренеях. Язык также стал символом региональной независимости: как бретонский в Бретани, так и аквитанский диалект в Провансе и Лангедоке сейчас возрождаются.
Самым наглядным примером невероятного многообразия французов является несхожесть народностей Франции. Кельтские бретонцы очень отличаются не только от средиземноморских жителей Прованса и Лангедока, но даже и от своих нормандских соседей — и так происходит повсюду. Между парижанами и остальными жителями страны по-прежнему лежит пропасть. Жители Парижа считают себя искушенными горожанами, но за пределами столицы их называют заносчивыми и высокомерными. Порой парижанам нравится иметь «второй дом» (maisons secondaires) в сельской местности, однако для многих из них слово «провинциал» звучит как оскорбление. Даже известные писатели, такие как Франсуа Мориак (Бордо) и Гюстав Флобер (Нормандия), часто испытывали двойственные чувства по отношению к собственному провинциальному прошлому. Нелегко найти более ядовитое изображение буржуазной жизни в маленьком городке, чем созданное Флобером в романе «Госпожа Бовари» (что самое интересное, множество нормандских селений спорят за право называться прототипом описанного Флобером душного Йонвилля).
Учитывая колониальное прошлое Франции (в ее состав входили Алжир, Марокко, Индокитай, французская Западная Африка и т.д.), неудивительно, что в стране существует масса разных этнических меньшинств. Более того, нехватка рабочих рук, продолжавшаяся с середины 1950-х до середины 1970-х, привела к большим кампаниям по найму работников не только в Северной Африке, но и в более бедных странах Европы — в Греции, Испании и южной Италии. Многие из рабочих-иностранцев решили остаться здесь навсегда. Несмотря на знаменитое французское высказывание «Да здравствует различие!» (Vive la différence!), здесь хватает и расизма. Впрочем, туристы редко сталкиваются с этой стороной Франции, разве что при посещении обветшалых жилых районов или окраин городов.
В любом случае, Франция остается высокоцивилизованной страной, и подобное пятно на статусе нации приводит в негодование либеральное большинство. Мало того, при посещении Франции невозможно не заметить, какую значительную роль играют в жизни французов учтивость, этикет и хорошие манеры (правда, к сожалению, не за рулем). Рукопожатие и поцелуи в щеку (два, три, а то и четыре раза, в зависимости от области и от того, как хорошо целующиеся знают друг друга) — это необходимый и элегантный социальный ритуал. Входя в магазин, кафе, ресторан или зал ожидания, любой француз поприветствует собравшихся, произнеся «Бонжур, месьё, мадам» (Bonjour Messieurs-Dames). «Месьё» и «мадам» в разговоре обычно добавляют к каждой фразе, даже если просто говорят «мерси» или «пардон». Вполне понятно, что иностранные туристы далеко не всегда осознают, как важны подобные тонкости для французов.
Посетив Францию, нельзя не понять всю важность моды и стиля. Хорошо выглядеть необходимо не только в сверхмодном Париже. Во французских барах и кафе стулья на улице часто обращены наружу вместо того, чтобы стоять «лицом» друг к другу: здесь принято глазеть на прохожих. Люди тратят столько денег на свою внешность не для того, чтобы их потом не замечали! Еда во Франции тоже бывает стильной. Гулять по французским улочкам приятно потому, что здесь вас ждет не только изобилие самых разных магазинчиков, но и виртуозно украшенные витрины, особенно если дело касается кулинарии — это самые настоящие произведения искусства, от которых слюнки текут. И даже в простых ресторанчиках блюда чаще всего подаются стильно и со вкусом, чему противоречит очень скромная цена.
Французы чрезвычайно гордятся своим богатым культурным наследием. Здесь прислушиваются к художникам и интеллектуалам, и даже благоговеют перед ними.
В эпоху повальной глобализации французы чувствуют, что сама суть их национальных черт находится под угрозой, исходящей хоть от того же GATT, хоть от условий Европейского Экономического Союза, и готовы выйти на улицы, чтобы защитить самое дорогое. При давних революционных традициях Франции активные действия считаются не столько враждебными демократии, сколько ее необходимой частью. Особенно волнует людей то, что французская культура (это касается и кулинарии, и моды, и кино, и даже самого языка) оказалась под угрозой англосаксонского вторжения.
ПРАЗДНИКИ
Во Франции много государственных праздников, и в эти дни все учреждения закрыты. Семь из торжеств — церковные. Так как Франция с 1905 г. считается светской страной, такое множество религиозных празднеств удивляет. Лишь около 14% французов регулярно посещают мессу. И хотя это число может возрастать до 80% в консервативных сельских областях, в Париже оно снижается до 10%, а в некоторых индустриальных центрах — до 4-5%. Массовый переезд в города из деревень серьезно ускорил падение числа приверженцев религиозных обрядов. С другой стороны, большинство французов все еще формально считают себя христианами, и около половины всех детей — крещены. Более того, церковь по-прежнему остается значительной силой.
Кроме государственных праздников существуют тысячи местных церковных торжеств. Возможно, самым необычным из них является цыганское паломничество, проходящее каждый год 24 — 25 марта в церкви Сен-Мари-де-ла-Мер («Святая Мария с моря») в Камарге.
Велогонка «Тур де Франс», самое большое спортивное событие во Франции, продолжается три недели. Каждый год города и селения соревнуются за право проведения гонки по своей территории.
Учитывая ту важность, которую придают культуре французы, неудивительно, что в стране проходит множество культурных мероприятий. Самым известным из них является Каннский кинофестиваль. Но просвещенное отношение к тому, что французы называют «седьмым искусством», на областном, региональном и национальном уровне обеспечивает финансирование и множества меньших (и, по словам многих, лучших) кинофестивалей.
На французских фестивалях представлены практически все виды искусства: классическая музыка в Экс-ан-Провансе, Монпелье и Праде; джаз в Жуан-ле-Пене; рок в Бордо и Ренне; графика в Ангулеме и Сен-Мало; театр в Авиньоне. И это лишь малая доля сотен фестивалей, которые проходят здесь каждый год, в особенности летом.